ich_neu_mon

Categories:

"ЗЛОДЕИ" И "ВРЕДИТЕЛИ" (РАКШАСЫ)

Интересующиеся индийской культурой и религией, несомненно, знакомы с  так называемыми «РАКШАСАМИ». Сначала посмотрим Википедию:

«Ракшасы (санскр. राक्षसः, rākṣasaḥ  – проклинать, бранить) — демоны-людоеды и злые духи в индуизме и буддизме. Ракшасов женского пола называют ракшаси.

…говорится, что ракшасами рождаются особо греховные люди, поскольку ракшасы носят много эпитетов, изображающих их различные отталкивающие свойства и наклонности: убийцы, воры жертв, ночные бродяги, людоеды, кровопийцы, чернолицые и т. д. Обычно изображаются в виде полутораметровых косматых чудищ с желтоватой кожей, гранитными зубами, В «Атхарваведе» ракшасы изображаются, как правило, в человеческом образе, хотя иногда и чудовищами; цвет их чёрный (почему и чернокожие аборигены Индии нередко называются ракшасы), иногда синий, жёлтый или зелёный. 

Найрриты, разновидность ракшасов, происходят от зловещего божества НирритиРазрушение»)… 

…В индуизме ракшасы являются собирательным образом тёмного начала (тамас), то есть всего, что несёт страдание, несправедливость и зло в существующий мир, нарушает дхармический порядок. Повелителем ракшасов является Кубера

Ракшасы мешают проведению ведийских яджн (и против них тогда обыкновенно призывают Агни, прогоняющего тьму и убивающего ракшасов), оскверняют могилы, причиняют всяческие беспокойства брахманам, пытаются завладеть ребёнком беременной женщины. У них ядовитые ногти и они питаются человеческой плотью, лошадиным и протухшим мясом, выпивают коровье молоко (поди сосут прямо из вымени – «чупакабры». – моё примечя.). Ракшасы пытаются вселиться в человека, когда он ест или пьёт, и, попав внутрь, начинают терзать его внутренности и причиняют болезнь, а также доводят человека до сумасшествия. По вечерам ракшасы стараются напугать людей, устраивая танцы вокруг их жилищ, кричат по-обезьяньи, шумят и громко смеются, а ночью летают, приняв образ птиц. А главная их власть и сила наступает ночью, и прогнать их может только восходящее Солнце. Ракшасы обладают мистическими способностями и могут принимать различные облики (собаки, коршуна, совы и других птиц, брата, мужа, любовника и т. д.). 

В то же время С. К. Булич отмечает, что в индуистской мифологии не все ракшасы одинаково злые и могут делиться на три класса: 


  1. безобидные      существа (Якша)
  2. исполины, или титаны, враги богов (как      греческие гиганты/титаны. – моё примеч.)
  3. ракшасы в      обычном значении этого слова, то есть демоны, обитатели кладбищ, нарушители жертвоприношений, которые оживляют      мертвецов, пожирают людей, нападают на благочестивых и любым способом      стремятся причинить человеку как можно больше вреда.

… В японском буддизме также есть легенды о ракшасах. Одна из них — легенда о дзикининки, голодном духе, питающемся по ночам трупами. В дзикининки превращаются те, кто при жизни совершал большой грех…» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BA%D1%88%D0%B0%D1%81%D1%8B). 

Давайте также обратимся к «Симфоническому Санскритско-Русскому  толковому словарю Махабхараты»  академика АН ТССР Б.Л. Смирнова (Издательство АН ТССР, Ашхабад, 1962 г.):

«РАКШАС 

прил. свойственный ракшасам, вредоносный; вред, вредитель

злой дух, людоед. Ракшасы обычно живут в лесу и постоянно вредят отшельникам, за что и бывают избиваемы разными витязями (Рамой, Пандавами и др.). Возможно, что первоначально ракшасами назывались дикие племена-людоеды, с которыми сражались арьи.

название особого злого духа. Предполагалось, что ракшасы живут в лесу и там нападают на отшельников. Возможно, что так арии называли дикие племена людоедов, живших в лесах до прихода ариев (ракшасы — людоеды).

вредящий”, ночная нежить, чудовище, нарушающее жертвоприношение и вредящее благочестивым.

род злых духов, страшилищ-людоедов.

злой дух”, полуночник (нишачара). 

(глагол “ракш” — вредить); злой дух, людоед, живущий в лесах, вредящий отшельникам и всем, кто попадает в лес. 

РАКШАС

повреждение, вредитель, полуночник, ночная нечисть, препятствующая жертвоприношению…».

А вот что писала в «Теософском Словаре» Е.П. Блаватская:

«РАКШАСЫ (санскр.) Букв., "едоки сырого", а в народном суеверии - злые духи, демоны. Однако, эзотерически, они суть гибборим (великаны) Библии, Четвертая Раса или Атланты. (См. "Тайная Доктрина", II, 209.) 

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь…»

(https://ru.teopedia.org/hpb/%D0%A0%D0%B0%D0%BA%D1%88%D0%B0%D1%81). 

Я специально сделал выделение жирным и подчёркивания. Далее вы поймёте, почему.

«Окунёмся» в… иврит. Да-да, снова:

רָשָע

раша  – злодей, негодяй

раша – злодействовать (уст.)

רָשָע

рэша м.р.

רִשעָה

ришъа  ж.р.

зло, злодейство

רִיס

рис  яд (архаич.)

(Помните «ядовитые ногти» ракшасов из Википедии?!).

רָעַש

рааш – шуметь, громыхать

רוֹעֵש

роэш – 1. шумный, шумящий 2. кричащий (цвет, одежда)

(А  их «крики и шум» по ночам помните?!).

Этим примером  я хочу  здесь (пока только это!) показать происхождение санскритского «РАКШ(АСА)» от еврейского «РАША». В поддержку этого приведу ещё один подобный пример:

– санскр. «МОКША» (санскр. मोक्ष mokṣa «освобождение»; см. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BA%D1%88%D0%B0_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F) )  

и еврейское «маша» (מָשָה – «извлекать, спасать из воды»; см. также «Моисе́й (ивр. מֹשֶׁה, Моше́, «взятый (спасённый) из воды»; араб. موسىٰ Муса, др.-греч. Mωυσής, лат. Moyses)…» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9) ).

Конечно, можно сказать, что значения последних слов не связаны друг с другом, но, думаю, что «освобождение» и «избавление, спасение» — это соотносимые понятия. Да и «извлечение из воды» имеет подобное значение в разных языках. Но это другая «история»...

То есть здесь можно предположить, что звук «КШ» в санскрите  может соответствовать «Ш» в иврите.

На сегодня достаточно!..

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic